"Множество прямых сходств с христианством имеет религия бога Митры. Она обладает глубокими корнями в хинди и персидской истории и стала широко распространяться в Риме в конце первого века н.э. К концу второго века культ Митры быстро расцвел среди различных классов римского общества, включая купцов, армию, рабов. Культ Митры процветал благодаря покровительству императоров, чье божественное право на власть он поддерживал. Он соперничал во втором и третьем веках с христианством, но был уничтожен императором Константином, установившем христианство в качестве официальной религии Римской империи в конце четвертого века. Однако он еще сохранялся и в пятом веке.

Руины обширного храма и скульптуры того периода свидетельствуют о большом влиянии религии Митры. Она была основана на поклонении Митре, который рассматривался как посредник между человечеством и непознаваемым Богом, правящем во вселенной. Согласно мифу, Митра был рожден от скалы, свидетелями этого чуда были пастухи, которые стали поклоняться ему и приносить дары. Митра был способен совершать великие чудеса. Когда случилась великая засуха, он выпустил стрелу в скалу, из которой чудесным образом появилась вода. Аналогии с ранним христианством очевидны. Общины приверженцев культа Митры, объединявшие в основном людей низкого происхождения, проповедывали дух братства и коллективизма. Их жрецы использовали колокола, свечи и святую воду в общинных службах, на которых верующие освящали хлеб и воду. Они почитали воскресенье и 25 декабря. Их вероучение требовало соблюдения моральных правил, воздержания и самоогра ничения, поощряло давших обет безбрачия и девственниц, посвящавших себя служению Богу. Жрецы Митры провозглашали существование рая и ада, апокалипсис, посредничество исходящего от божества Логоса, искупляющее жертвоприношение, постоянную борьбу между силами добра и зла (при окончательной победы первых), бессмертие души, последний суд, воскрешение плоти, огненную гибель мира. После смерти все люди предстанут перед судом Митры. Нечестивцы будут испытывать вечные страдания до тех пор, пока не очистятся и не сольются полностью с небесами. Митра, несомненно, был мифологическим персонажем. Это показывает, что и христианство могло распространяться без существования исторического Иисуса"

Глава про христианство в этой книжке поразительно напоминает диалог Берлиоза и Бездомного))