Читаю я потихоньку "Асуру" Ананда, и тему десяти голов Раваны там раскрыли следующим образом.
Поначалу маленький Равана с семьей влачил жалкое бомжатское существование, хотя и мечтал уже о покорении мира. Но вот внезапно вместе с братьями нарвался на группу асуров-партизан, которые их притащили к своему предводителю. А предводителем оказывается аж сам Махабали (уже на тот момент побежденный и потерявший власть, но для Раваны он конечно герой и идеал). Махабали говорит - парень, в тебе что-то есть, оставайтесь с нами и у вас будут офигенные учителя. Никаких аскез не было, "Брахма" был просто их учителем и вообще ребята получили отличное всестороннее образование. В основном с военным уклоном, но им того и надо было.
Все идет хорошо, учеба заканчивается и Махабали решает сказать напутственную речь. Речь оказывается довольно неожиданной. Махабали говорит - я верю что ты всего достигнешь, завоюешь мир, может даже будешь круче меня, но имей в виду. Человеку очень мешают девять основных эмоций (гнев, гордыня, привязанность, зависть,...), они как девять лишних голов и вот их надо отбросить. А оставить только интеллект. Вот тогда будет тебе всегда успех. Все это, понятно, в подробностях чего и почему.
Думаю - эээ, ну это конечно все здорово, но ничего себе однако взаимоисключающие параграфы. С таким курсом на отречение от сансары нафига вообще что-то завоевывать? А ведь все это время речь шла о завоеваниях, а не об уходе в монастырь, если на то пошло - то с таких лекций надо было и начинать, а не вываливать их внезапно на прощанье.
И вот пока я об этом думаю, юный Равана набирается наглости и говорит - нет, учитель, извини, но я так не могу. Без всех этих, как ты выражаешься, голов, на кой мне завоевывать землю, ради чего? И тоже подробно расписывает. Интеллект конечно здорово, но это просто средство. Раз у всех людей эти эмоции есть, то пусть и у меня будут, я простой и к духовным подвигам не стремлюсь. Так что головы эти, извини, но я оставлю себе, и завоевывать пойду вместе с ними. Буду стало быть десятиголовым
Махабали очень расстроен, а у Раваны спадает пелена идеализации и он вдруг понимает, что Махабали хоть и великий человек и в прошлом огого герой, но старый уже и сломленый. И это надо учитывать.
На том они и расстались.
Мораль: учение об отречении не имеет смысла без позитивной идеологической базы.